Статьи
Азы авиамоделирования: с чего начать
Моделирование летающих мини-самолетов завоевывает все больше симпатий. Но не много найдется людей, способных долго разбираться в теории. Именно поэтому родилась идея создать упрощенный «урок», который позволит быстро войти в курс дела непростого хобби и расскажет, какие нужны материалы для авиамоделирования.
Строим или покупаем?
Проще всего в ближайшем магазине купить модель с радиоуправлением. Но результат разочарует. Не имея опыта, Вы, может быть, взлетите, но приземление может оказаться очень жестким. Готовая модель вполне ремонтабельна, но вмешательство в конструкцию плохо скажется на ее летных характеристиках.
В продаже есть несколько типов готовых наборов. Их комплектация разнится, поэтому рассмотрим самые популярные:
- RTF (Ready to Fly) – готов к полету. Плюс: дополнительно понадобятся только батарейки. Минус: дешевые комплектующие;
- PNF - подключай и лети. Плюс: возможность самостоятельного выбора элементов управления. Минус: трудно найти замену редким запчастям;
- ARF (Almost Ready to Fly) – почти готов летать. Модель поставляется без начинки, возможна комплектация двигателем.
Авиамодель подбирается под тот тип полета, которым собираетесь заниматься – гонки, воздушный бой или иное. Но начинать лучше с чего-то простого. Мы остановимся на Цессна-150. Чертежи можно найти в Сети, листовую бальзу купить он-лайн или в спецмагазине. А в нашей статье мы рассмотрим основные элементы для подъема модели в воздух.
Аппаратура для управления
Во-первых, нужны пульт и радиоприемник. Здесь каждый ориентируется на свои пожелания и возможности. Рекомендуем выбирать 6-тиканальную аппаратуру, не меньше. Еще важно расположение рукояток управления. В некоторых моделях газ расположен с левой стороны, у других справа, но это уже сугубо индивидуально.
Двигатель
Мы остановились на бесколлекторном электродвигателе-аутраннере. Из характеристик важны обороты на вольт и максимально допустимый ток. В маркировке движка первые цифры обозначают его размеры, а маркировка 1130 kv (к примеру) и есть обороты, максимальное количество которых можно высчитать, умножив этот показатель на вольтаж элемента питания. Обращаем внимание на ток: его выбор зависит от размера пропеллера. Мы будем подбирать детали конструкции под 20А. Здесь главное правильный выбор, иначе двигатель может перегреться. Двигатель можно купить там же, где и материалы для авиамоделей.
Регулятор оборотов
Простая конструкция не требует особого регулятора. Его ищем по указанным выше параметрам, но с нюансом: в некоторых китайских моделях максимальный ток несколько завышен, поэтому учитываем небольшой запас. Кроме этого, устройство должно иметь выходы для подключения питания и сервомашинок.
Аккумулятор
Летающие модели питаются от литий-полимерных элементов. Обращаем внимание на маркировку, где указаны тип батареи, емкость (у нас 1300мАч), количество банок и токоотдача. Последний параметр может быть обозначен как 30 С, т.е. ток максимальный получаем перемножая емкость и токоотдачу (в итоге 39 А). Это несколько больше запланированных 20 А, но так правильнее, иначе аккумулятор меньшей емкости и проживет меньше. Авиамодельный спорт требует вдумчивости и точного расчета, а потому не сбрасываем со счетов дополнительные устройства, например, прибор для зарядки аккумулятора. Лучше всего выбирать тот, который способен подготовить аккумулятор к периоду долгого хранения и снабженного экранчиком. Запитываются эти устройства от постоянного тока с напряжением 11-17 В. Можно еще использовать обычный 12-вольтовый блок питания, обеспечивающий 5-7А.
Если позволяют средства, желательно запастись запасной батареей. И еще пару слов о зарядке. Каждая батарея имеет свой зарядный ток. Разряженную батарею лучше «подкармливать» постепенно наращивая ток где-то на 0,3 А.
Выбираем винт
Особо не мудрствуя, остановимся на пропеллере нормального вращения. Здесь важны параметры шага, диаметра, направления вращения. В маркировке мы встречаем цифры типа 10х3,8: первая обозначает диаметр, вторая шаг. Имеем в виду, что размеры приводятся в дюймах. С увеличением шага увеличивается скорость, с увеличением диаметра – тяга. Можно создать резерв, приобретя материалы для авиамоделей разных размеров. Рассчитать приблизительную скорость нашего самолета просто: переводим дюймы в метры, а обороты двигателя в обороты в секунду. В итоге, перемножив полученные числа, получаем скорость (у нас получилось 72 км/ч).
Конечно, в реальности скорость полета будет ниже. Но на первых порах не особенно погоняешь. Помним, что при выборе винта учитывается ток, а потому потребуется ваттметр или анализатор мощности. Подключив конструкцию, даем плавный газ и следим за током – он не должен выходить за пределы больше чем на 5 %. Если реальный ток оказался меньше – имеем полное право взять больший винт.
Сервомашинки
Этот элемент отвечает за управление рулем. Вообще для модели их нужно четыре, но лучше взять парочку про запас – машинки довольно хрупкие и после падения часто теряют работоспособность.
Строим сами
Итак, пробуем собственноручно собрать Цессну-150. В инструкции мы обратили внимание на ремарку автора о возможной задней центровке. Поэтому в нашем случае, распечатав нужные чертежи, несколько «сдвинули» кабину вместе с крылом назад (на 25 мм). Для строительства используется листовая бальза, купить которую можно в наборе или отдельно.
Следующий шаг – центровка. Отступим от переднего края крыла 0,2 его ширины – именно в этом месте должен находиться центр тяжести. Его настройка осуществляется при помощи получившегося удлиненного носа и батареи, перемещаемой вперед-назад для нужного результата.
Модель Цессна примечательна тем, что на ее основе можно создавать несколько вариантов для авиамодельного спорта. Делаем тоньше крыло и увеличиваем шаг винта – получаем скоростной самолет-тренер. Хотим попрактиковаться в фигурах пилотажа, меняем профиль крыла на симметричный, опускаем его, тем самым увеличивая рулевые поверхности. Воздушный бой? Пожалуйста, уменьшили фюзеляж и размах, чуть опустили прямые крылья и убрали руль направления.
Немного об управлении
Прежде чем отправлять свою модель в небо, надо набраться определенных навыков, иначе разобьете свой шедевр обязательно. Тренироваться лучше с помощью специальных программ – авиасимуляторов. В идеале – с напарником-инструктором, который основательно поднаторел в авиамоделизме.
Подводя черту
Вкратце мы рассмотрели отдельные элементы, необходимые для создания модели, но могут пригодиться и мелочи. Например, разъемы, которые не всегда идут в комплекте с двигателем. Как правило, в таких моделях используются 3,5 мм разъемы, которые припаиваются, а затем тщательно изолируются.
На начальном этапе Вы можете купить готовый набор и просто добрать недостающие мелочи. Но интереснее всего собрать свое первое детище самостоятельно. Если в чем-то сомневаетесь – советы опытных гуру авиамоделирования Вам в помощь.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев